Ввиду участившихся случаев «телефонного» мошенничества следует обратиться к информационно-разъяснительному материалу об используемых мошенниками методах психологического воздействия.
Доверительные отношения
Чтобы наладить контакт, мошенники обращаются к вам по имени и отчеству, повторяют их в ходе разговора. Они говорят вежливо, спокойно и уверенно. Если вы дадите злоумышленникам дополнительную информацию о себе (например, скажете, что вы - пенсионер), они непременно ей воспользуются. Могут ответить, что именно поэтому они беспокоятся о ваших сбережениях, ведь понятно, что для вас они имеют большую ценность.
Звонок от значимого лица
Телефонные мошенники представляются сотрудниками внушающих доверие организаций: службы безопасности банка, полиции, ФСБ, Центрального банка, Росфинмониторинга и так далее. Для большей убедительности они называют себя по имени, отчеству и фамилии, а их должность звучит не иначе как «главный специалист» или «майор».
Страх потери или преследования
Следующий шаг - сыграть на базовом страхе человека: страхе потери. Когда вам говорят, что кто-то пытается украсть деньги с вашего счёта или сообщают, что ваш близкий человек попал в беду, вы нервничаете и теряете способность мыслить рационально. В последнее время к страху потери добавился страх преследования - мошенники заявляют, что деньги с вашего счета переводятся украинской армии, и вас могут обвинить в госизмене.
Не дать времени подумать
После того, как вы попались на крючок, задача мошенника - не оставить вам возможности обдумать ситуацию. Злоумышленник берёт инициативу с свои руки:
- задаёт короткие вопросы,
- торопит,
- не даёт сосредоточиться,
- запрещает советоваться с родственниками или друзьями
Запугивание
Если вы колеблетесь - мошенники переходят к запугиванию. Например, говорят, что ни в коем случае нельзя класть трубку, иначе ваши деньги уйдут на другой счёт (казалось бы, какая связь?) или ваш попавший в передрягу родственник окажется в тюрьме. Представившись сотрудниками полиции, они угрожают уголовной ответственностью за отказ от сотрудничества с правоохранительными органами. Цель запугивания та же - не дать собраться с мыслями.
Как противостоять воздействию телефонных мошенников?
Теперь, когда вы знаете, какие приёмы воздействия используют мошенники, вам будет проще им противостоять. Запомните самое главное:
Прежде чем выполнять любые указания, полученные по телефону, возьмите паузу, сделайте три глубоких вдоха-выдоха, позвоните близким людям и обсудите с ними сложившуюся ситуацию.
Если вам звонят от имени вашего родственника или знакомого и просят перевести деньги свяжитесь с ним лично. Даже если он не подходит к телефону - это ещё не повод немедленно переводить деньги. Подождите, пока он перезвонит, или разыщите его через общих знакомых.
Данные о ваших банковских счетах, номер карты, пин-код или CVV/CVC/CVP- код, код из СМС и любые другие сведения для совершения банковского перевода нельзя сообщать никому.
Вы никогда не можете быть уверены в том, что позвонивший вам человек - именно тот, кем представляется. Если вам поступил подозрительный звонок, положите трубку и перезвоните сами в организацию, от имени которой к вам обратились.
Ни банки, ни полиция, ни другие организации не решают вопросы по телефону, особенно в срочном порядке. Даже если вам угрожают уголовной ответственностью за отказ сотрудничать - знайте, что телефонные угрозы не имеют юридической силы. Если вам поступил подозрительный звонок, положите трубку и перезвоните сами в организацию, от имени которой к вам обратились.