С 01.01.2019 в Свердловской области действует порядок обращения с твердыми коммунальными отходами (далее, - ТКО), установленный Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Жилищным кодексом Российской Федерации, предусматривающий централизованный сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО силами выбранных областными органами власти региональных операторов. Указанная деятельность осуществляется как в отношении отходов, поступающих от населения и предприятий, так и несанкционированных свалок мусора.
Региональным оператором в Северном административно - производственном объединении является ООО «Рифей».
Контроль за деятельностью регионального оператора осуществляет Министерство энергетики и жилищно - коммунального хозяйства Свердловской области, уполномоченное, в том числе на лишение предприятия соответствующего статуса при выявлении нарушений в их работе.
Для осуществления указанной выше деятельности региональными операторами в силу ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» заключаются договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с их собственниками (физическими и юридическими лицами). Последние в свою очередь не вправе отказаться от подписания указанных договоров и их последующей оплаты.
Аналогичные положения закреплены в ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок заключения договора определен Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, согласно которым соглашение считается заключенным на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения и его заключении на своем официальном сайте, если от потребителя не поступило каких - либо иных документов. До дня заключения договора услуга оказывается в соответствии с условиями типового договора (форма установлена Правительством РФ) и также подлежит оплате.
При этом, уклонение от заключения соответствующего договора, а равно оплаты услуг регионального оператора может повлечь за собой гражданско - правовую (в виде начисления пени и последующего взыскания в судебном порядке задолженности) и административную (по ст.8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами) ответственность.
Расчет платы за обращение с отходами осуществляется исходя из определенных Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК) нормативов накопления ТКО (на одного проживающего) и единых тарифов на обращение с ТКО, установленных для каждого регионального оператора.
Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства (в том числе, при избрании региональных операторов), законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в силу п.5.3.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331 относится к компетенции последней.
На территории Свердловской области полномочием по контролю за деятельностью региональных органов власти с правом отменять или приостанавливать действие принятых ими нормативных правовых актов согласно ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.2 ст. 52, ч.ч.1, 4 ст. 54 Устава Свердловской области обладает Правительство Свердловской области в лице Губернатора региона и его заместителей.
В связи с чем, при несогласии с принятыми Министерством и РЭК правовыми актами в области обращения с ТКО, граждане и юридические лица вправе обжаловать их в указанные выше органы власти в административном порядке или в суд.
В свою очередь органы прокуратуры согласно п.2 ст. 21, п.2 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при реализации надзорных функций иные государственные органы и должностных лиц не подменяют.