ПУШКОВ Николай Степанович
(1929-2007)
Родился 3 октября 1929 года на хуторе Горы Вологодской области.
В 1945 году окончил семилетнюю школу на прииске Ново-Михайловск, Красноярского края.
Профессиональное образование
1950-1953 гг. – учился в школе машинистов электровоза в городе Молотове (ныне Пермь).
1957-1963 гг. – Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. Получил диплом инженера путей сообщения – электромеханика.
Трудовая деятельность
1945-1948 гг. – рабочий на драгах Северо-Енисейских приисков.
1948-1950 гг. – рабочий в 7-й дистанции сигнализации и связи Северной железной дороги.
После окончания школы машинистов направлен в город Серов.
1953-1957 гг. – помощник машиниста электровоза в депо Серов Свердловской железной дороги.
1963-1964 гг. – после окончания института работал помощником ревизора по безопасности локомотивного хозяйства отделения дороги.
1964-1968 гг. – заместитель начальника локомотивного депо Серов.
1968-1976 гг. – начальник локомотивного депо Серов.
Годы работы Н.С. Пушкова начальником локомотивного депо - это время развития электровозной тяги и перехода с паровозной на тепловозную тягу. Николай Степанович возглавил работу по реконструкции производственных площадей под новый вид локомотивов. В 1964 году в депо стали поступать первые манёвровые тепловозы серии ТЭМ 1. В 1965 году прибыли первые магистральные тепловозы серии ТЭ3. С приходом новой техники появилась необходимость получения работниками локомотивного депо новых знаний.
Николай Степанович сумел настроить коллектив на массовое обучение без отрыва от производства в организованных школах машинистов, в техникумах, высших учебных заведениях.
В 1967 году под руководством Н.С. Пушкова была завершена реконструкция паровозного депо, и ремонт тепловозов стал осуществляться в нем.
В памяти ветеранов депо того периода Николай Степанович запомнился как вдумчивый, последовательный, умный руководитель. Он уважительно и бережно относился к своим подчинённым, знал по имени, отчеству практически всех членов тысячного коллектива, старался помочь, поддержать, выслушать, понять каждого. Запомнились также его методы стимулирования коллектива: моральные и материальные поощрения, регулярное представление работников к правительственным наградам, мотивация работников коллектива равняться на передовиков производства и др.
В 70-х годах локомотивное депо, руководимое Н.С. Пушковым, активно вело жилищное строительство хозяйственным способом. Он сумел поставить дело так, что строительство жилья для членов своего коллектива приобрело статус поистине народной стройки. В результате десятки семей переехали в новые, построенные своими руками благоустроенные квартиры.
В 1976 году была введена в эксплуатацию деповская газовая котельная, которая обеспечила теплом все прилегающие железнодорожные предприятия и жилой фонд посёлка Сортировка. Построены новые бытовые помещения, химчистка.
В годы работы под руководством Н.С. Пушкова локомотивное депо зарекомендовало себя как развивающееся, устойчиво работающее предприятие, а коллектив локомотивщиков был лидером во многих общественных делах, в культуре и спорте.
1976-1977 гг. – начальник локомотивного отдела Серовского отделения Свердловской железной дороги.
1977-1995 гг. – главный инженер Серовского отделения Свердловской железной дороги.
Работая на должности главного инженера, Н.С. Пушков прилагал значительные усилия для технического укрепления и развития предприятий Серовского отделения дороги. Особенностью руководимого им хозяйства была большая разбросанность объектов по территории Северного Урала и Ханты-Мансийского автономного округа, но Николай Степанович успешно справлялся с этими трудностями. В эти годы серовские железнодорожники проделали огромную работу по переходу отделения на электрическую тягу, по освоению новых маршрутов, освоению новых видов локомотивов, строительству северной магистрали Ивдель – Обь.
Под его непосредственным руководством в депо был построен новый современный пункт технического осмотра тепловозов, открывшийся в 1980 году.
В 1994 году был открыт новый пункт технического осмотра электровозов.
В это время на отделении уже работали новые мощные магистральные электровозы ВЛ11 и тепловозы 2ТЭ116. Н.С. Пушков способствовал проведению качественной, регулярной технической учёбы по освоению новых серий локомотивов, повышению роли самообразования локомотивных бригад.
В эти годы под его руководством был построен горочный пост на станции Сортировка, дом связи, административное здание ОРСа.
Николай Степанович был организатором строительства большого подсобного хозяйства железнодорожников в районе станции Вагранская. Его возводили также методом народной стройки. Обеспечение работников предприятий Серовского железнодорожного узла мясной продукцией оказалось очень существенным подспорьем в жизни семей железнодорожников.
Немало сил и времени он отдавал развитию социальной инфраструктуры города: строительству жилья для железнодорожников, детских учреждений, поддержанию работы отделенческого профилактория, пионерского лагеря «Зелёный огонёк», стадиона и лыжной базы «Локомотив». Приняли современный облик железнодорожная больница и Дом культуры железнодорожников. Значительной была роль Н.С. Пушкова в дни наводнения в Серове в 1993 году, кода произошёл прорыв дамбы городского водохранилища. Чёткие и продуманные действия железнодорожников во время этого стихийного бедствия позволили восстановить в кратчайшие сроки прерванное железнодорожное сообщение.
Всего на железнодорожном транспорте Николай Степанович Пушков отработал более 46 лет. Вышел на пенсию в 1995 году.
Опытный, технически грамотный руководитель, способный организатор, яркая самобытная личность – таким останется Николай Степанович в памяти своих коллег - железнодорожников.
Награды и звания
- Нагрудный знак «Отличный паровозник»
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»
- Звание «Победитель социалистического соревнования»
- Звание «Ветеран труда»
- Звание «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта»
- Звание «Почётный железнодорожник»
- Орден Трудового Красного Знамени
В 1994 году Пушкову Николаю Степановичу присвоено звание «Почётный гражданин города Серова» за заслуги в развитии и укреплении производственно-технической базы Серовского отделения Свердловской железной дороги.
В память о выдающемся земляке
По инициативе ветеранов железнодорожного транспорта, 29 октября 2014 года глава администрации Серовского городского округа подписал постановление о присвоении проезду, расположенному от улицы Паровозников до территории локомотивного депо ст. Серов-сортировочный, названия «Переулок Николая Пушкова».