Взаимодействие бизнеса и власти осуществляется, в первую очередь, посредством предоставления различного рода государственных и муниципальных услуг.
Так, предприниматели обращаются в органы государственной власти и местного самоуправления с заявлениями о предоставлении земельных участков, выдаче градостроительных планов, разрешений на строительство, лицензий на право осуществления отдельных видов деятельности и по многим другим вопросам.
Как показывает практика прокурорского надзора, нередко, органами публичной власти допускаются различного рода злоупотребления, истребуются дополнительные документы, необоснованно затягиваются сроки предоставления услуг, допускаются факты незаконных отказов в их предоставлении.
В целях недопущения таких нарушений, представляется необходимым разъяснить предпринимателям их права при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также способы их защиты.
Государственная или муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда либо органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами полномочий соответствующих органов и организаций.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами.
Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: открытость деятельности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, и организаций, участвующих в их предоставлении; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом; заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; правомерность взимания с заявителей государственной пошлины и платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, в случаях установленных законом.
Порядок обращения за государственной или муниципальной услугой, перечень документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к заявлению, а также срок предоставления государственной или муниципальной услуги предусмотрены административным регламентом, содержание которого доводится до сведения заинтересованных лиц посредством опубликования на официальных сайтах соответствующих органов или организаций, на порталах государственных и муниципальных услуг, на информационных стендах.
При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;
5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.
Государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе.
Случаи, при которых государственные и муниципальные услуги оказываются за счет заявителей, а также при которых взимается государственная пошлина, должны быть прямо предусмотрены в законе.
При этом, в случаях исправления ошибок, допущенных по вине органа, многофункционального центра или их должностных лиц, плата с заявителей не взимается.
Получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме реализуется через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), а также региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций).
На региональных порталах предоставляется возможность получения сведений об услугах и обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг всех органов соответствующего субъекта Российской Федерации, если получение услуги в электронной форме не запрещено законом.
В настоящее время существует техническая возможность получить в электронной форме через портал большинство оказываемых на территории области государственных услуг, а также муниципальных услуг значительного числа органов местного самоуправления региона.
Для получения возможности предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме необходимо зарегистрироваться на портале, а также пройти идентификацию в одном из Центров обслуживания, расположенных на территории различных государственных учреждений (в том числе, в отделениях Пенсионного фонда, Почты России, в органах местного самоуправления, на территории отдельных банков - полный перечень Центров обслуживания и графики их работы имеются в соответствующем разделе портала gosuslugi.ru).
Для создания личного кабинета юридического лица необходимо предварительно создать учетную запись физического лица, являющегося законным представителем организации, либо имеющего право представлять интересы юридического лица по доверенности.
При подаче заявлений в электронной форме через портал у предпринимателей возникает преимущество в получении услуги вне очереди, а в отдельных случаях - снижается размер оплачиваемой государственной пошлины (для физических лиц), что ведет к экономии времени и средств, затраченных на оказание услуги.
Действия (бездействие) уполномоченных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в досудебном порядке.
Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий услугу, либо вышестоящий орган, руководителям организаций, участвующих в предоставлении услуг, учредителю многофункционального центра.
В каких случаях заявитель может обратиться с жалобой:
1) нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги.
2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги.
3) требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги.
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя.
5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами.
7) отказ органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу, многофункционального центра, работника многофункционального центра, в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
8) нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги.
9) приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
10) требование у заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Действия (бездействие) уполномоченных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры вправе проводить проверки в органах власти, оказывающих государственные и муниципальные услуги хозяйствующим субъектам, и организациях, участвующих в их предоставлении.
Возбуждение дел об административных правонарушениях по ст. 5.63 КоАП РФ относятся к исключительной компетенции органов прокуратуры.
Помимо привлечения к административной ответственности прокурор вправе опротестовать незаконное решение об отказе в предоставлении государственной или муниципальной услуги, внести представление об устранении нарушений прав хозяйствующего субъекта.
Административная ответственность за нарушения со стороны должностных лиц, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, установлена ст. 5.63 КоАП РФ, ст. 4-2 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».
Состав административного правонарушения образуют следующие действия:
- незаконный отказ в предоставлении услуги;
- необоснованный отказ в приеме документов;
- предоставление услуги с нарушением установленного срока;
- требование должностными лицами для предоставления государственной или муниципальной услуги документов и (или) платы, не предусмотренных законодательством;
- нарушение порядка рассмотрения жалоб, касающихся предоставления государственной или муниципальной услуги;
- нарушение сроков выдачи согласования, необходимого для предоставления услуги.
Срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца с даты совершения административного правонарушения.
В случаях нарушения прав субъекты предпринимательской деятельности вправе направить обращения в территориальную прокуратуру по месту совершения неправомерных, по их мнению, действий, адреса и телефоны которых указаны на сайте прокуратуры Свердловской области.